Contacts:

Содержание учебной дисциплины «Охрана труда» направлено на формирование профессиональных и общих компетенций



 

 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

 дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

У1  применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

У2  использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

У3  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

У4  проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

У5  соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;

У6  проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

З1    действие токсичных веществ на организм человека;

З2    меры предупреждения пожаров и взрывов;

З3    категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;

З4    основные причины возникновения пожаров и взрывов;

З5    особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

З6    правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;

З7    правила безопасной эксплуатации механического оборудования;

З8    профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;

З9    предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;

З10принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

З11систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;

З12    средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

 

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Основные понятия и терминология безопасности труда

1

1

РАЗДЕЛ 1 ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

ФАКТОРЫ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ НИХ.

28

17+9

ТЕМА 1.1.

Классификация и номенклатура негативных факторов

Уметь:

- пользоваться данными по определению негативных факторов.

Знать:

- основные стадии идентификации негативных производственных факторов;

- классификацию опасных и вредных производственных факторов;

-наиболее типичные источники опасных и вредных производственных факторов различного вида на производстве

- наиболее опасные и вредные виды работы.

Содержание учебного материала

1.1.1. Охрана труда. Трудовая деятельность.

1.1.2. Производственные факторы; условия труда.

1.1.3. Классификация опасных и вредных производственных факторов.

1

2

Практические занятия - не предусмотрены

Самостоятельная работа

 - аналитическая работа с текстом: составление вопросов и ответов (не менее десяти) по теме «Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов».

2

ТЕМА 1.2

Источники и характеристики   негативных факторов и их воздействие на человека

Уметь:

- определять условия труда и негативные факторы производственной среды;

Знать:

- источники негативных факторов и их воздействие на человека;

- принципы нормирования и предельно-допустимые уровни негативных факторов;

- воздействие негативных факторов на человека.

Содержание учебного материала

1.2.1. Опасные механические факторы

1.2.2. Физические негативные факторы

1.2.3. Химические негативные факторы

2

2

Практические занятия     не предусмотрены

Самостоятельная работа

- подготовка сообщения по теме «Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни».

1

 

ТЕМА 1.3

Защита человека от физических  негативных факторов

Уметь:

- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда;

Знать:

- способы и средства защиты человека от физических негативных факторов, возникающих в сфере будущей профессиональной деятельности;

- об основных способах защиты от физических негативных факторов.

 

Содержание учебного материала

1.3.1. Методы и средства обеспечения электробезопасности.

1.3.2. Защита от электромагнитных излучений; защита от постоянных электрических и магнитных полей, инфракрасного (теплового), ультрафиолетового и лазерного излучения. Защита от радиации.

1.3.3. Защита от вибрации, шума, инфра и ультразвука.

2

2

 

Практические  занятия

ПЗ 1 Расчет систем электробезопасности

ПЗ 2 Защита от производственного шума, расчет и выбор защитных средств

ПЗ 3 Составление графика работы для лиц виброопасных профессий

 

4

2

 

2

 

 

Самостоятельная работа

- аналитическая работа с текстом: составление вопросов и ответов (не менее десяти) по теме « Методы защиты человека от физических негативных факторов».

2

 

ТЕМА 1.4.

Защита человека от химических и биологических факторов

Уметь:

- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда от химических и биологических негативных факторов;

Знать:

- способы защиты от загрязнения воздушной среды;

- способы защиты от загрязнения водной среды;

- средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.

 

Содержание учебного материала

1.4.1 Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиляции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ.

1.4.2 Защита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды, обеспечение качества питьевой воды.

1.4.3 Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.

2

2

 

Практические занятия     не предусмотрены

 

Самостоятельная работа

- аналитическая работа с текстом: составление вопросов и ответов (не менее десяти) по теме «Методы защиты человека от химических и биологических факторов».

- подготовка сообщения по теме «Общая характеристика и классификация защитных средств от химических и биологических факторов».

2

 

ТЕМА 1.5

Защита человека от опасности  механического травмирования

Уметь:

- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда от механического травмирования при работе с технологическим оборудованием и инструментом;

Знать:

- безопасные приемы выполнения работ с ручным инструментом;

- особенности обеспечения безопасности подъемно-транспортного оборудования.

 

Содержание учебного материала

1.5.1. Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и инструментом.

1.5.2. Требования, предъявляемые к средствам защиты.

1.5.3. Средства индивидуальной защиты человека от опасности  механического травмирования.

2

2

 

Практические занятия - не предусмотрены

 

Самостоятельная работа

- аналитическая работа с текстом: составление вопросов и ответов (не менее десяти) по теме «Методы защиты человека от опасности механического травмирования».

- подготовить сообщения по теме «Общая характеристика и классификация защитных средств от опасности  механического травмирования

- работа с конспектами лекций для подготовки к к/р»

1

 

РАЗДЕЛ  2  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА.

22

14+8

 

ТЕМА 2.1

Микроклимат

помещений

Уметь:

- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие оптимальные микроклиматические условия помещений;

Знать:

- принципы терморегуляции организма человека;

- параметры микроклимата и их гигиеническое нормирование;

- методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.

 

Содержание учебного материала

2.1.1 Основные параметры микроклимата.

2.1.2 Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.

2.1.3 Виды загрязнений воздуха рабочей зоны и атмосферного воздуха.

3

2

 

Практические занятия - не предусмотрены

 

Самостоятельная работа

- аналитическая работа с текстом: составление вопросов и ответов (не менее десяти) по теме «Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда»;

- составление схемы – таблицы  «Приборы контроля метеорологических условий».

3

 

ТЕМА 2.2.

Освещение

Уметь:

- проводить анализ и оценивать степень воздействия освещения на организм человека.

Знать:

- требования к системам освещения и параметрам освещения на рабочих местах;

- методы расчета и контроля освещения;

- требования к организации освещения на рабочих местах

 

 

 

Содержание учебного материала

2.2.1. Характеристики освещения и световой среды.

2.2.2. Виды освещения и его нормирование.

2.2.3. Искусственные источники света и светильники.

2.1.4. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий.

 

2

2

 

Практические  занятия

ПЗ 4 Расчет искусственного освещения производственных помещений

 

4

 

Самостоятельная работа

- изучение нормативных материалов (технических регламентов и гигиенических нормативов);

- составление схемы - таблицы  «Приборы контроля освещения и осветительных приборов».

2

 

ТЕМА 2.3

Психофизиологические основы безопасности

труда

Уметь:

- проводить анализ и оценивать условия труда по факторам производственной среды.

Знать:

- виды трудовой деятельности;

- общность и различия между физическим и умственным трудом;

- влияние алкоголя на безопасность труда;

- энергетические затраты при различных видах трудовой деятельности;

- способы снижения утомления человека и повышения его работоспособности;

- способы оценки тяжести и напряженности труда.

 

Содержание учебного материала

2.3.1. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда.

2.3.2 Виды и условия трудовой деятельности.

2.3.3 Основные психические причины травматизма.

2

2

 

Практические  занятия - не предусмотрены

 

Самостоятельная работа

- аналитическая работа с текстом: составление вопросов и ответов (не менее десяти) по теме «Психофизиологические основы безопасности труда».

-  подготовка сообщения по теме «Психофизиологические причины НС».

2

 

ТЕМА 2.4.

Эргономические основы безопасности труда

Уметь:

- разрабатывать рабочее место оператора с точки зрения эргономических требований;

Знать:

- основные антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека.

 

Содержание учебного материала

2.4.1. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека.

2.4.2. Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономических требований.

2

2

 

Практические  занятия     не предусмотрены

 

Самостоятельная работа

- изучение нормативных материалов по теме «Эргономические основы безопасности труда»;

- работа с конспектами лекции для подготовки к контрольной работе.

1

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  по разделу 2

1

 

РАЗДЕЛ 3 УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА И

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ РАБОТАЮЩИХ ОТ

НЕГАТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

26

17+9

 

ТЕМА 3.1

Правовые, нормативные и организационные  основы безопасности труда

Уметь:

- регистрировать, учитывать несчастные случаи на производстве;

- пользоваться нормативной документацией при решении профессиональных задач на предприятии;

- контролировать условия труда;

Знать:

- законодательство о труде;

- систему стандартов безопасности труда;

- систему управления безопасностью труда в РФ;

- систему контроля и надзора за безопасностью труда.

Содержание учебного материала

3.1.1. Системы законодательных и нормативно-правовых актов.

3.1.2. Правовые и нормативные основы безопасности труда. Федеральные законы, Трудовой кодекс, технические регламенты.

3.1.3. Структура ССБТ Госстандарта России.

3.1.5. Организационные основы безопасности труда.

3

2

Практические занятия - не предусмотрены

 

Самостоятельная работа

- аналитическая работа с текстом: составление вопросов и ответов (не менее десяти) по теме «Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда»;

- подготовка сообщения по теме: «Основы безопасности труда».

4

 

ТЕМА 3.2

Экономические механизмы   управления безопасностью труда и анализ последствий  производственного травматизма

Уметь:

- производить расследование и оформление несчастных случаев;

- оформлять акт по форме Н-1;

- определять меры профилактики по предупреждению несчастных случаев;

Знать:

- составляющие экономического ущерба и принципы их расчета;

- принципы оценки экономической эффективности мероприятий по охране и улучшению условий труда.

- об экономическом ущербе от производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- о затратах на обеспечение требований охраны труда.

Содержание учебного материала

3.2.1. Производственный травматизм и профессиональные заболевания.

3.2.2. Квалификация несчастных случаев; расследование, оформление и оплата нетрудоспособности при травматизме.

3.2.3. Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний

3

2

Практические  занятия

ПЗ 5 Анализ, учет и оформление несчастных случаев; оформление акта по форме Н-1.

 

4

 

 

Самостоятельная работа

- аналитическая работа с текстом: составление вопросов и ответов (не менее десяти) по теме «Экономические механизмы управления безопасностью труда»;                                                                                

- подготовка сообщения по теме «Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды»

2

2

ТЕМА 3.3

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Знать:

- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

- систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

Содержание  учебного  материала

3.3.1. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

3.3.2. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях

3.3.2. Мероприятия медицинской защиты.

4

2

Практические  занятия    

ПЗ 6 Расчет защитных средств от ионизирующих излучений.

 

4

 

Самостоятельная работа

- аналитическая работа с текстом: составление вопросов и ответов (не менее десяти) по теме «Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации»;                                                                                

- систематизирование знаний по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций в виде таблицы;

- работа с конспектом лекции для подготовки к к/р

3

 

Контрольная работа по разделу 3

1

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА (ПРОЕКТ)- не предусмотрен

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ  РАБОТ (проекта) –

не предусмотрено

 

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) –  не предусмотрена

 

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ: дифференцированный зачет

2

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются

следующие обозначения:

1.ознакомительный  (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 .продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

 

 

 

 

 

 

3.  условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда»;

- набор стандартных измерительных приборов для измерения параметров микроклимата (влажности – психрометры, температуры – термометры, скорости движения воздуха – анемометры);

- стандартные измерительные приборы для измерения параметров освещения (люксметры, фотометры);

-«средства индивидуальные защиты» (набор стандартных СИЗ от негативных производственных факторов-электрического тока; вибрации; шума – вкладыши, наушники, шлемы, вредных веществ – респираторы, противогазы; радиозащитный костюм, страховочные пояса, механических травм – раб. одежда, защитные очки и т.д.).

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2011. -496 с.: ил. – (Профессиональное образование).
  2. Кукин П.П. Анализ оценки рисков производственной деятельности. Учебное пособие / П.П. Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. — М.: Высшая школа, 2012. — 328 с: ил.
  3. Кукин П.П. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. — М.: Высшая школа, 2011. — 279с: ил.
  4. Кукин П.П. Охрана труда. Безопасность технологических процессов и производств.: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2013. – 335 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Акимов В.А.. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2010. — 592 с: ил.
  2. Арустамов Э.А.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2010.- 420 с.
  3. Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учебное пособие / В.Н. Башкин. — М.: Высшая школа, 2011. — 360 с: ил
  4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
  5.  Занько Н.Г.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.
  6. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил
  7. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

 

 

4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных и письменных опросов, тестирования, а также внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные  умения, усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки результатов обучения

 

Входной контроль – входная проверочная работа

УМЕНИЯ

 

У1

применять средства индивидуальной и коллективной защиты

Текущий контроль – устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 1, ПР 2, ПР 6

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, 3

У2

использовать экобиозащитную и противопожарную технику

Текущий контроль – устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 2, ПР 6

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения  КР 1, 2, 3

У3

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций

Текущий контроль – тестирование, экспертная оценка выполнения ПР 1, 2, 3, 6

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения  КР 1,3

У4

проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности

Текущий контроль – устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 2, ПР 5

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1-3

У5

соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса

Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 5

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1- 3

У6

проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды

Текущий контроль – устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 6

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения  КР 3

ЗНАНИЯ

 

З1

действие токсичных веществ на организм человека

Текущий контроль – письменные, устные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР6

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1- 3

З2

меры предупреждения пожаров и взрывов

Текущий контроль – устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР5

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения  КР 1

З3

категорирование производств по взрыво- и пожароопасности

Текущий контроль – устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 5

Рубежный контроль - экспертная оценка выполнения КР 1, 2

З4

основные причины возникновения пожаров и взрывов

Текущий контроль – устные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 5

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, 2

З5

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации

Текущий контроль – устный опрос, внеаудиторная  индивидуальная самостоятельная работа, экспертная оценка выполнения ПР 5

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 3

З6

правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты

Текущий контроль – устный опрос

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, 3

З7

правила безопасной эксплуатации механического оборудования

Текущий контроль – устный опрос

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, КР3

З8

профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии

Текущий контроль – устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 5

Рубежный контроль - экспертная оценка выполнения КР 1, 2

З9

предельно допустимые концентрации вредных веществ и индивидуальные средства защиты

Текущий контроль – устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 5

Рубежный контроль - экспертная оценка выполнения КР 1, 2

З10

принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях

Текущий контроль – устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 6

Рубежный контроль - экспертная оценка выполнения КР 1, 3

З11

систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду

Текущий контроль – устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 5 ПР 6

Рубежный контроль - экспертная оценка выполнения КР 1-3

З12

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

Текущий контроль – устный опрос

Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 3

 

Промежуточная аттестация:

дифференцированный зачет

ПР - практическая работа

КР – контрольная работа