Contacts:

Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

 

У1    распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

У2    подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

У3    выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов;

У4    определять твердость металлов;

У5    определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;

У6    подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием и др.) для изготовления различных деталей

З1     основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;

З2     классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве;

З3     основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

З4     особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования;

З5     виды обработки металлов и сплавов;

З6     сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием;

З7     основы термообработки металлов;

З8     способы защиты металлов от коррозии;

З9     требования к качеству обработки деталей;

З10  виды износа деталей и узлов;

З11  особенности строения, назначения и свойства различных групп неметаллических материалов;

З12  свойства смазочных и абразивных материалов;

З13  классификацию и способы получения композиционных материалов.

 

 

 

 

1.               СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная учебная нагрузка

80

в том числе:

теоретическое обучение

37

лабораторные занятия

 

практические занятия

30

курсовая работа (проект)

Не предусмотрена

контрольная работа

3

самостоятельная работа во взаимодействии с преподавателем

8

Самостоятельная  работа (всего)

 

в том числе:

 

- составление таблиц

 

- поиск сообщений

 

- составление схемы

 

- работа с технической литературой

 

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 «Материаловедение»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

ВВЕДЕНИЕ

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. Определение материаловедения как науки. Роль металлов и других материалов в развитии человечества. Вклад русских и зарубежных ученых в становлении и развитии науки о материалах. Роль материаловедения в развитии машиностроения

1

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

РАЗДЕЛ I.

СТРУКТУРА И СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ, ЖЕЛЕЗОУГЛЕРОДИСТЫЕ СПЛАВЫ

 

 

Тема 1.1

Строение металлов

Содержание учебного материала

1

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Металлы в периодической системе Менделеева. Кристаллическое строение металлов. Типы кристаллических решеток металлов. Построение кривых охлаждения. Полиморфизм. Анизотропия свойств металлов.

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Определение отличительных признаков кристаллического тела от аморфного.

 

Тема 1.2

Свойства металлов

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Основные свойства металлов. Физические свойства металлов, химические свойства металлов. Технологические свойства: жидкотекучесть, усадка, свариваемость, обрабатываемость давлением, обрабатываемость резанием.

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения-презентации по теме: «Эксплуатационные свойства металлов и сплавов»

 

Тема 1.3

Механические свойства металлов

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Механические свойства металлов. Твердость, пластичность, упругость, прочность, износостойкость, ползучесть, выносливость. Статистические и динамические испытания металлов и сплавов.

Практические занятия

 

2

2

ЛЗ 1 Определение твердости металлов  и сплавов

ПЗ 1 Решение задач по определению параметров образцов для испытания на растяжение, определение твердости металлов.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление схемы: Связь между составом строением и свойствами сплавов. установление зависимости

 

Тема 1.4

Структура металлов и металлических сплавов, методы их исследования

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Понятие о структуре. Масштаб структуры: макро, микро. Кристаллическая структура. Строение реальных кристаллов. Дефекты кристаллического строения. Виды дефектов. Макроанализ, микроанализ, рентгеноструктурный анализ, термический анализ.

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

Составление схемы «Кристаллические структуры металлов и их сплавов, виды дефектов»

Тема 1.5

Методы исследования структуры материалов

Содержание учебного материала

1

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Термодинамические условия протекания кристаллизации. Понятие о зерне, границе зерен. Влияние степени переохлаждения на величину зерна. Первичная и вторичная кристаллизация. Типы сплавов. Понятия: фаза, структурная составляющая. Диаграммы 1, 2, 3 рода (без растворимости компонентов, с неограниченной растворимостью, эвтектического типа с ограниченной растворимостью). Связь между диаграммами состояния и свойствами.

Самостоятельная работа во взаимодействии с преподавателем – 1 час

СР Поиск информации по теме «Неразрушающие методы контроля»

 

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения по темам «Применение монокристаллов в самолетостроении»; «Неразрушающие методы контроля качества металлических деталей и заготовок»

 

Тема 1.6

Металлургическое производство чугуна и сталей

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Производство чугуна. Основные виды рудного сырья. Обогащение руды. Топливо, флюсы, огнеупорные материалы.  Выплавка чугуна в доменной печи. Ферросплавы. Литейный чугун, передельный чугун. Производство стали. Мартеновские, индукционные, плазменно-дуговые печи, конверторные.

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Определение состава шихты доменного производства и продуктов доменного процесса.

 

Тема 1.7

Диаграмма железо-углерод

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Роль диаграммы в науке о металлах. Практическое назначение. Фазовые и структурные составляющие. Изменение фазового состава при нагреве и охлаждении. Построение кривой охлаждения железа. Классификация сталей по структуре.

Практические занятия:

 

ПЗ 2 Построение диаграммы состояния железо-углерод, построение кривых охлаждения

4

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовка сообщения «Классификация видов сталей по разным параметрам» Чтение диаграмм и знание их практического назначения

Работа с конспектами лекций для подготовки к к/р

 

Контрольная работа №1

1

 

РАЗДЕЛ II.

ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА СТАЛИ и УГЛЕРОДИСТЫЕ И ЛЕГИРОВАННЫЕ СТАЛИ

Тема 2.1

Виды, назначение, физический механизм термической обработки сталей

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Классификация видов термической обработки сталей: предварительная и окончательная термическая обработка, собственно термическая обработка, химико-термическая обработка.

Этапы термической обработки сталей.

Практические занятия

 

2

ПЗ 3 Определение видов термообработки для различных материалов

ПЗ 4 Выявление влияния режимов термообработки на структуру и свойства стали

2

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ процесса изотермического распада аустенита.

 

Тема 2.2

Предварительная термическая обработка

 

 

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Предварительная термическая обработка стали. Отжиг 1 рода: гомогенизационный, рекристаллизационный, отжиг для снятия внутренних напряжений. Отжиг 2 рода: полный, неполный, нормализация. Влияние величины зерна на свойства стали.. Структура и свойства продуктов распада аустенита.

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Составление диаграммы изотермического распада.

Анализ влияния легирующих элементов на критические точки А; А2; А3; А4.

 

Тема 2.3

Окончательная термическая обработка стали

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

 Окончательная термическая обработка сталей. Структурные  превращения сталей при закалке. Мартенсит – его строение и свойства. Критическая скорость закалки. Закалка полная и неполная.  Превращения закаленной стали при нагреве. Отпуск стали: низкий, средний, высокий. Влияние температуры отпуска на свойства стали.

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения о значении использования термической обработки

 

Тема 2.4

Технология термической обработки стали

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Выбор температуры нагрева под термическую обработку для доэвтектоидных, заэвтектоидных и эвтектоидных сталей. Условия нагрева. Определение времени выдержки. Охлаждающие среды. Закаливаемость и прокаливаемость сталей. Виды отпуска. Улучшение. Закалка токами высокой частоты (ТВЧ).

Самостоятельная работа во взаимодействии с преподавателем – 1 час

СР Решение задач по теме «Технология термической обработки»

 

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы - основные виды дефектов термической обработки.

 

Тема 2.5

Химико-термическая обработка сталей

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Физические основы химико-термической обработки. Назначение и виды цементации. Стали для цементации. Цементация в твердом карбюризаторе. Газовая цементация. Термическая обработка после цементации и свойства цементованных деталей. Нитроцементация стали, режимы и области использования. Азотирование стали. Строение азотированного слоя. Стали для азотирования. Свойства азотированного слоя. Цианирование. Диффузионная метализация.

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение перспективных направлений термической обработки

 

 

 

 

Тема 2.6

Классификация, маркировка, основные свойства углеродистых сталей и легированные стали,

 

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Классификация сталей по содержанию углерода: стали низко, средне и высокоуглеродистые. Классификация сталей по качеству. Влияние углерода и примесей на свойства сталей. Классификация сталей по назначению. Углеродистые конструкционные стали. Углеродистые инструментальные стали.

Влияние легирующих элементов на свойства сталей. Маркировка легированных сталей. Цементуемые стали, их основные марки, назначение и виды термической обработки.  Конструкционные коррозионностойкие и жаростойкие стали и сплавы. Виды коррозии. Основные принципы создания коррозионно-стойких сталей. Нержавеющие стали ферритного, аустенитного, мартенситного класса. Стали для криогенной техники. Жаропрочные стали. Критерии жаропрочности: предел длительной прочности. Области применения жаропрочных сталей.

Самостоятельная работа во взаимодействии с преподавателем – 1 час

СР Поиск информации по теме: «Легированные стали, маркировка, виды».

 

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы - основные принципы классификации сталей;                                                                               

Составление схемы – таблицы «классификация конструкционных материалов»

Составление схемы - таблицы «Материалы с особыми свойствами».

 

Тема 2.7

Инструментальные легированные стали и сплавы

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Основные требования, предъявляемые к инструментальным сталям. Классификация инструментальных сталей. Стали для режущего инструмента. Понятие теплостойкости. Стали пониженной и повышенной прокаливаемости. Быстрорежущие стали. Основные марки. Термическая обработка быстрорежущих сталей. Стали для измерительного инструмента.                                               

Практические занятия

 

4

ПЗ 5 Изучение микроструктуры и свойств инструментальных сплавов

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовка сообщения по теме: «Новейшие инструментальные материалы»

Работа с конспектами лекций для подготовки к контрольной работе

 

Контрольная работа №2

 

 

1

 

РАЗДЕЛ III. СПЛАВЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ, НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Тема 3.1

Алюминий и его сплавы

 

 

 

 

Содержание учебного материала

1

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Свойства алюминия. Легирующие элементы. Классификация алюминиевых сплавов: литейные и деформируемые, упрочняемые и неупрочняемые термической обработкой. Силумины: влияние структуры на их свойства, модифицирование. Деформируемые сплавы: маркировка, структура, свойства, области применения, особенности упрочняющей термической обработки алюминиевых сплавов.

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение нормативных и справочных материалов по теме «Алюминий и его сплавы».

 

Тема 3.2

Медь и ее сплавы

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Свойства меди. Применение меди. Латуни, их свойства, маркировка и применение. Бронзы. Деформируемые и литейные бронзы. Оловянистые, алюминиевые, кремнистые, бериллиевые сплавы. Состав, марки, области применения. Медно-никелиевые сплавы: мельхиоры, нейзельберы, куниали.

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение нормативных и справочных материалов по теме «Медь и ее сплавы».

 

Тема 3.3

Магний и титан, их сплавы

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Свойства титана, взаимодействие титана с легирующими элементами. Влияние легирующих элементов и примесей на свойства сплавов титана. Классификация сплавов по структуре. Маркировка, термическая обработка титановых сплавов и области их применения. Свойства магния. Взаимодействие магния с легирующими элементами и их влияние на свойства сплавов. Термическая обработка сплавов магния. Литейные и деформируемые сплавы, области применения. 

Практические занятия:

 

ПЗ 6 Изучение микроструктуры цветных сплавов

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовка сообщения по теме: «Области применения титановых, алюминиевых, медных сплавов; сплавов на основе цинка, свинца и олова

Тема 3.4

Коррозия металлов и сплавов

Содержание учебного материала

1

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Виды коррозии металлов: местная, игольчатая, межкристаллитная, коррозия атмосферная, газовая, влажная. Способы борьбы с коррозией: легирование, химико-термическая обработка металла,

Самостоятельная работа во взаимодействии с преподавателем – 1 час

СР Выполнение расшифровки металлических сплавов.

 

Практические занятия

 

4

ПЗ 7 Изучение методов защиты металлов и сплавов от коррозии

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовка сообщения по сплавам с особыми свойствами, меры борьбы с коррозией

Тема 3.5

Общие сведения о неметаллических материалах и полимерные материалы

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Основные группы неметаллических материалов: природные, искусственные, синтетические. Особенности их свойств. Области применения неметаллических материалов в технике.

Молекулярная структура, классификация полимерных материалов, их термомеханические свойства. Термопласты, их физическое состояние в зависимости от температуры. Области применения, влияние внешних факторов на характеристики термопластов. Термореактивные полимеры, их характеристики.

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение нормативных материалов по теме неметаллические материалы.

Подготовка сообщения на тему: «Преимущества и недостатки пластмасс по сравнению с металлическими материалами»

 

Тема 3.6

Стекла

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Неорганические стекла, их виды и термическая обработка, области применения. Органические стекла, их преимущества и недостатки, области использования. Ситаллы.

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовка сообщения на тему: «Состав и общие свойства стекла. Ситаллы: структура, применение»

Тема 3.7

Керамические материалы и резины

 

 

 

 

Содержание учебного материала

2

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Получение керамических материалов, их состав, достоинства и недостатки. Способы борьбы с хрупкостью.  Классификация керамических материалов. Область применения керамических материалов  при работе  с  нефтепродуктами.

Механические свойства резины, влияние температуры на механические свойства. Состав резины: вулканизирующие вещества, наполнители, пластификаторы,  противостарители, красители. Разновидности каучуков: натуральный, бутадиеновый, изопреновый, хлоропреновый, синтетический.

Самостоятельная работа во взаимодействии с преподавателем – 1 час

СР Поиск информации по теме: «Неметаллические материалы»

 

Практические занятия – не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения по теме: «Неметаллические материалы»

Составление таблицы - Преимущества керамических материалов

Составление таблицы «Области применения марок пластмасс, клеев, красителей, резин»

 

Тема 3.8

Композиционные материалы

Содержание учебного материала

1

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05

ОК 09 ОК 10

ПК 1.5;

ПК 2.5;

ПК 3.1.

Принципы получения композиционных материалов. Требования к матрицам и упрочнителям. Типы упрочнителей: дисперсные частицы, волокна. Композиты с полимерной и металлической матрицами, их преимущества и недостатки. Области применения. Основные виды КМ: стеклопластики, углепластики, боропластики.

Самостоятельная работа во взаимодействии с преподавателем – 2 часа

СР Анализ особенностей композиционных материалов

СР Анализ преимуществ композиционных материалов

 

Практические занятия

 

4

ПЗ 8 Определение строения и свойств композитных материалов

ПЗ 9 Расчет конструкций из композиционных материалов

4

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовка сообщения на тему: «Основные перспективы развития композиционных материалов»

 

Контрольная работа №3

1

 

Промежуточная аттестация - Экзамен

 

 

Всего:

 

80

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов лабораторий «Материаловедения».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов;

- образцы смазочных материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

 - твердомеры Бринелля и Роквелла;

- лупа Бринелля;

- образцы металлов;

- микроскоп МБС-9;

- электропечи муфельные;

- закалочная ванна;

- вытяжная и приточная вентиляция.

Персон.комп.,тип 6 - DELL OptiPlex SpecBuild 51038/51044/51041/51042

Персон.комп.,тип 4 -DELL OptiPlex SpecBuild 51038/51044/51041/51042

Персон.комп.,тип 1 -DELL OptiPlex SpecBuild 51039/51040/51044

Персон.комп.,тип 2 -DELL OptiPlex SpecBuild 51038/51044/51043

Персон.комп.,тип 3 -DELL OptiPlex SpecBuild 51037/51044

Персон.комп.,тип 5 -DELL OptiPlex SpecBuild 51038/51044/51041/51042

Ноутбук тип 1 - DELL   Latitude  3480 SpecBuild 51035

Ноутбук тип 2 - DELL   Latitude  3480 SpecBuild 51036/51043 

Персональные компьютеры - Dell OptiPlex SpecBuild 51039/51040/51044

Персональный компьютер DELL 

Проектор Epson EB-X41

Ноутбук Lenovo ideaPad  320-15ISK

 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,  дополнительной литературы

Основные источники (печатные издания):

  1. Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2014. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
  2. Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка) - ОИЦ «Академия», 2013
  3. Рогов В. А., Позняк Г. Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2013. – 336 с
  4. Черепахин А.А., Материаловедение - ОИЦ «Академия», 2014.
  5. Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Герасименко А. И. Материаловедение для автомехаников:учеб. пособие.  – Ростов н/Д: «Феникс», 2013. - 408 с.

Дополнительные источники (печатные издания)

  1. Заплатин В. Н., Сапожников Ю. И., Дубов А. В. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка) : учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
  2. Заплатин В. Н., Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке – ООЦ «Академия», 2012.
  3. Оськин В.А., Байкалова В.Н., Практикум по материаловедению и технологии конструкционных материалов. – М.:КОЛОСС, 2012. -160с.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.twirpx.com
  2. http://gomelauto.com
  3. http://avtoliteratura.ru
  4. http://metalhandling.ru

 

 

4.   КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

 

 

З1 основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;

Классификация  и маркировка соответствуют   ГОСТу на использование  материалов

контрольная работа, тестовый контроль

З2 классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве;

Перечислены все свойства машиностроительных материалов и указано правильное их строение

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

З3 основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

Метод оценки свойств машиностроительных материалов выбран в соответствии  с поставленной задачей

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

З4 особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования;

 Перечислены особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

 З5 виды обработки металлов и сплавов;

 Перечислены виды обработки металлов и сплавов и полученных заготовок-полуфабрикатов

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

З6 сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием;

Соответствие способа обработки назначению материала

практические и лабораторные работы, устный опрос, тестовый контроль

З7 основы термообработки металлов;

Перечислены виды термической обработки и их назначение

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

З8 способы защиты металлов от коррозии;

Перечислены все основные методы защиты от коррозии и дана их краткая характеристика

контрольная работа, тестовый контроль

З9 требования к качеству обработки деталей;

Определены  требования к качеству обработки деталей

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

З10 виды износа деталей и узлов

Перечислены виды износа деталей и узлов

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

З11 особенности строения, назначения и свойства различных групп неметаллических материалов;

Определены особенности строения, назначения и свойства различных групп неметаллических материалов

практические и лабораторные работы, устный опрос, тестовый контроль

З12 свойства смазочных и абразивных материалов;

Определены свойства смазочных и абразивных материалов

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

З13 классификацию и способы получения композиционных материалов;

Перечислены способы получения композиционных материалов

контрольная работа, тестовый контроль

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

 

 

У1 распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

Проведена классификация материала в соответствии с ГОСТ

практические и лабораторные работы, устный опрос, тестовый контроль

У2 подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

Выбор материала проведен в соответствии со свойствами материалов

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

У3 выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов;

Проведена классификация материала и его расшифровка в соответствии с ГОСТ

контрольная работа, тестовый контроль

У4 определять твердость металлов;

Определены твердости металлов разными методами

лабораторные работы, самостоятельная работа

У5 определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;

Назначение способа упрочнения в соответствии с техническими требованиями

практические работы, самостоятельная работа, тестовый контроль

У6 подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей;

Выбор метода обработки детали соответствует  типу и свойствам материала.

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа